Остановочный павильон «Железнодорожный вокзал» в Заводоуковске сегодня украшает фрагмент фрески «Сотворение Адама», центральной части росписи потолка Сикстинской капеллы Ватикана.

• «Что это за руки?» – с таким вопросом обращались заводоуковцы к художнику Вадиму Лаптеву, когда он работал на остановке «Железнодорожный вокзал».

Автор картины – Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475 – 18 февраля 1564) – один из титанов эпохи Возрождения, итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Произведения Микеланджело считались шедеврами ещё при его жизни.

До работы над росписью Сикстинской капеллы Микеланджело был более известен как скульптор. Его работы "Оплакивание Христа" ("Пьета") и "Давид" считались общепризнанными шедеврами. Но опыта в создании фресок он не имел, и когда в 1508 году папа Юлий II поручил гениальному итальянцу роспись потолка Сикстинской капеллы, завистники надеялись, что это станет его фиаско.

Мастеру действительно пришлось нелегко: после четырёх лет работы скрючившись под потолком на неудобных лесах и помостах, Микеланджело заработал артрит, сколиоз, а также заболевания глаз и ушей из-за краски, которая попадала на лицо. К тому же папа Юлий, будучи пожилым человеком, боялся не дожить до конца работы виртуоза и постоянно приходил в капеллу, чтобы посмотреть на неоконченный шедевр. Первое время мастер мирился с визитами понтифика. Но когда тот стал подгонять художника и вмешиваться в работу, требуя поменять цвета, чтобы смотрелось побогаче, Микеланджело, трудившийся на лесах, как бы по неосторожности стал скидывать сверху доски. Это заставляло святого отца поскорей убираться восвояси.

Наконец работа закончилась, и Юлий II остался доволен. Посетители церкви теряли дар речи, увидев фрески. Самую большую популярность получила четвёртая роспись под названием "Сотворение Адама".

Автор и куратор проекта преображения остановок общественного транспорта в Заводоуковске – предприниматель Ярославна Викулова. Спонсорами работ на павильоне "Железнодорожный вокзал" стали бизнесмены Евгений Усков и Сергей Голубев. А копию фрагмента шедевра выполнил заводоуковский художник Вадим Лаптев.

На эту картину художника вдохновили слова из книги Бытия: "И сотворил Бог человека по образу Своему". В бесконечном пространстве летит Бог Отец, окружённый ангелами. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, что приносит всему телу жизненную энергию.

Это интересно: в 1555 году новый папа Павел IV потребовал "прикрыть срамные места" у обнажённых фигур Адама, Евы, грешников и других библейских героев на росписи Сикстинской капеллы. Его придворный живописец  Даниэле да Вольтерра зарисовал "непотребное" простынками, фиговыми листьями и облачками. Несмотря на то, что Вольтерра в те времена считался талантливым художником, в историю он  вошёл как "трусописец". Узнав об этом, престарелый Микеланджело сказал: "Пусть его святейшество заботится о том, чтобы навести порядок в мире, а придать должный вид моей картине дело нехитрое".



Поделиться:

Другие материалы по тегу "Рука Бога"

Экскурс в искусство 

Остановочный павильон «Железнодорожный вокзал» в Заводоуковске сегодня украшает фрагмент фрески «Сотворение Адама», центральной части росписи потолка Сикстинской капеллы Ватикана.